Вишишта-адвайта | Основатель Рамануджа Ачарья
Название: Вишишта-адвайта («тождество в различиях»)
Основатель: Рамануджа
Время возникновения: XII в.
Основные священные тексты: Упанишады, Веды
Вишишта-адвайта — разновидность веданты, которая, в отличие от адвайта-веданты, считает реально существующими материальный мир, человеческую индивидуальность и Брахмана в смысле проявленного, личностного Бога.
По Раманудже, единый и вечный Брахман, с одной стороны, и многообразный, изменчивый мир — с другой одинаково реальны и находятся в единстве. Майя — не мировая иллюзия, а вселенская творческая энергия Брахмана. Материя (пракрити) реальна, но, в отличие от мнения санкхьи, совершенно несамостоятельна, полностью подконтрольна Брахману. Сам Брахман — не безличный Абсолют, а Ишвара — мировой Владыка. Индивидуальная душа (джива) — тоже часть Брахмана. Дживы зависят от Брахмана, однако сохраняют индивидуальное существование даже после полного освобождения. Джива — не марионетка Брахмана: она сама совершает поступки и сама несет за них ответственность. При этом Брахман может содействовать дживе и в дурных её делах, но так, что зло в конечном счете приходит к саморазоблачению. В результате джива, даже погрязшая во зле, может осознать недолжность своего поведения, вступить на путь освобождения и спастись.
Рамануджа не признаёт резкого разделения знания и действия (что столь характерно для адвайта-веданты). Религиозный культ — реальное действие, направленное на столь же реального Ишвару (Ишварой Рамануджа считает Вишну, в отличие от шиваита Шанкары). Как и тамильские альвары, Рамануджа на первый план выдвигает доступную многим бхакти-йогу. Ортодоксальный индуист, он поддерживает запрет на изучение Вед членами низших каст; но это, по его мнению, не препятствие для обретения святости в любой касте. Это сделало вишишта-адвайту подходящим теоретическим фундаментом для разнообразных религиозных и политических движений в народных низах.