Двайта | Основатель Мадхвачарья
Название: Двайта
Основатель: Мадхвачарья
Время возникновения: XII в.
Основные священные тексты: Веды, Брахма-сутры
Мадхвачарья — великий индуистский философ и проповедник, основатель религиозно-философской традиции двайта или таттвавада, являющейся одной из центральных монотеистических школ Веданты вайшнавского канона. Мадхва делит все сущее на сватантру (независимую реальность) и паратантру (реальность зависимую). К сватантре относится только верховный Бог — Вишну. Безличность и неопределимость высшей реальности отвергается. Весь остальной мир не сотворен Богом, но вечно существует только благодаря Богу. Женская ипостась Вишну — Лакшми также вечна, всепроникающа и вечно свободна; она является творческой энергией Вишну.
Зависимое (паратантра) делится на бытие и небытие, бытие — на духовное и недуховное. Всё, что относится к паратантре, гибнет в конце кальп и потом вновь возрождается.
Индивидуальная душа не может быть тождественна Брахману. Более того, она не является частью, отблеском или ещё чем бы то ни было Брахмана. Выражение Упанишад «tat tvam asi» («то есть ты») Мадхва толкует в смысле подобия души Ишваре. Дживы вечно существуют, обладают свободой воли, но при этом зависят от Вишну.
Мир реален, человек не тождествен Богу, и даже среди освобожденных душ существует жесткая иерархия.
Соответственно этические и религиозные нормы не могут рассматриваться как условности. Нужно соблюдать религиозные обряды, нужно выполнять мирские обязанности, налагаемые варной (кастой), и при этом не быть привязанным к результатам своей мирской деятельности (карма-йога). Джняна-йога, познание Бога и приближение к нему собственными силами, не может привести к спасению. Наилучший же способ достичь освобождения — практика бхакти-йоги, преданное служение Господу. И после освобождения души продолжают служить Господу, имея одну цель и одну волю. Практика преданного служения доступна всем, и среди всех слоев общества могут найтись избранные души, могущие выйти из сансары — круга перерождений.