Натхи
Название: Натхи (почитатели Шивы (Адинатха))
Время возникновения: VII или IX век
Основатель: Шри Горакшанатх
Священные тексты: Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Горакша-шатака
Натха-сампрадая — это древняя аутентичная традиция йоги в Индии, основанная великим Гуру и сиддхом Шри Горакшанатхом. Традиция сохранилась до наших дней, особенно в северных районах Индии, хотя храмы Горакшанатха и натха-йогинов можно встретить во всех штатах Индии и даже в Бангладеше, Шри Ланке, Пакистане, Афганистане, Непале.
В Индии Горакшанатх и другие известные йоги почитаются натхами как реализовавшие кайя-сиддхи и достигшие бессмертия. Именно Горакшанатх развил индийскую хатха-йогу, известную как кайя-садхана и пинда-садхана. Он также известен как великий тантрик и чудотворец, о нем существует немало легенд. Практики натхов включают внутреннюю алхимию, ведущую к бессмертию. На протяжении многих веков натхи передавали свои знания по цепи ученической преемственности, благодаря чему традиция сохранилась до наших дней; на протяжении всего этого времени различные духовные системы Индии заимствовали методы йоги натхов. Поэтому Горакшанатха по праву считают основоположником хатха-йоги.
Основные философские концепции Натха-сампрадаи:
- Абсолютная реальность в понимании натха-йогинов.
- Шива и Шакти. Постепенное развертывание Шакти.
- Образование космического тела Шивы, первоэлементов, индивидуальных тел и всего сущего.
- Тождество индивидуального тела и космического тела Шивы.
Тексты натхов
Натхи располагают множеством литературных источников как на санскрите, так и на различных местных диалектах. Кроме текстов на древнем санскрите, посвященных принципам и практике йоги, которые натхи принимают как авторитетные свидетельства, сам Горакшанатх, как предполагают, был автором большого количества трактатов, важных для изучающих йогическую дисциплину. Учителя, жившие после Горакхнатха, также внесли свой вклад в письменное наследие натхов.
Горакшанатха считают автором таких текстов, как: «Горакша-самхита», «Горакша-шатака», «Горакша-паддхати», «Сиддха-сиддханта паддхати», «Вивека-мартанда», «Йога-мартанда», «Йога-чинтамани», «Джняна-амрита», «Аманаска», «Атмабодха», «Горакша-сахасранама», «Йога-биджа», «Йога-сиддханта-паддхати», «Амараугха-прабодха», «Горакша-пиштика», «Горакша-гита», «Горакша-вачана-санграха», «Горакша-упанишада», «Аманаска-йога», «Хатха-йога» и др.
Матсьендранатху приписывается авторство следующих трудов: «Матсьендра-самхита», «Акулавира-тантра», «Йогавишая», «Каула-джняна-нирная», «Джняна-карика», «Кулананда-тантра».
Многие другие труды основаны на учении Горакшанатха: «Свара-тантра», «Горакша-пурана», «Джняна-санкалини», «Йога-махима», «Горакша-тантра», «Адинатха-самхита», «Кальпадрума-тантра», «Шабар-чинтамани», «Вивека-дарпана», «Натха-сутра» и др. При этом точно установить, кто являлся автором затрудтинельно.
Некоторые тексты натхов, такие как Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Горакша-шатака и др. сейчас приняты как наиболее известные традиционные тексты по йогической практике, они популярны во всем мире.