Алхимия — оккультная наука траснформации
Алхимия — оккультная наука, уходящая своими корнями в X—XI вв.
Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании «химической модели космического процесса» . Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую «элитарную субкультуру».
По определению философа Р. Бэкона, «алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы… Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения». Английский мыслитель не ограничивал функции алхимии златоделанием, полагая ее наукой о природе вообще, квинтэссенцией которой являются знания о трансмутации. Альберт Великий сближал алхимию с искусством врачевания: «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого archymo. С помощью алхимии включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются…» Алхимию определяли как эзотерическую часть естественной философии, цель которой — доводить несовершенный первоматериал до совершенства. Андрей Либавий, напротив, видел задачу алхимии в извлечении чистой субстанции, характеризуя ее как «искусство извлекать совершенные магистерии и чистые эссенции из смешанных тел».
В основе алхимии лежало учение о первичной материи (ее символизировала ртуть) как средоточении всех свойств («космическая симпатия»). Теория общей природы веществ служила обоснованием веры в трансмутацию — превращение металлов. Алхимия оперирует в рамках символизма пяти первоэлементов (земли, огня, воды, воздуха, эфира) в сочетании с тремя качественными принципами (сера — мужское, постоянное начало; Меркурий — женское, летучее начало; соль — посредник — медиум). Высшей стадией алхимического пути является получение философского камня — символа духовной субстанции. Социально-политическая проекция теории трансмутации неблагородного металла (свинца) в благородный (золото) способствовала развитию демократической идеологии в Европе.
Алхимический процесс включал 12 операций, каждая из которых имела свое символическое выражение: 1) кальцинация — обжиг (Овен); 2) коагуляция — затвердение жидких веществ (Телец); 3) фиксация — превращение летучих веществ в нелетучие (Близнецы); 4) растворение — прием разделения веществ (Рак); 5) варка — воздействие медленного огня (Лев); 6) дистилляция — очистка жидкой материи от загрязняющих примесей, обычно в ванночке Марии Иудейской (Дева); 7) сублимация — возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при воздействии острого пламени (Весы); 8) секарация — отделение взвесей от жидкостей, фильтрация, сцеживание (Скорпион); 9) размягчение — обращение твердого вещества в воскообразное (Стрелец); 10) ферментация — медленное разложение священным воздухом, в чем заключается сакральный смысл, одухотворение всего процесса (Козерог); 11) умножение — увеличение навески философского камня (Водолей); 12) бросание — соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами (Рыбы). В алхимической традиции выделялись два пути: 1) влажный, или женский — построенный на привлечении кислот, долгий, требующий больших затрат; 2) сухой, или мужской — основанный на привлечении огня, который менее дорогостоящ, но более опасен.
Алхимия являлась частью эзотерических доктрин Египта, Китая, Тибета, Индии, Палестины, Аравии, Греции и др. К видным алхимикам в Европе относили Аполлония Тианского, Раймонда Луллия, Роджера Бэкона, Арюмда из Виллановы, Жана де Мена, Николая Фламеля, Джоржа Рипли, Базиля Валентина, Бернарда Тревизана, Парацельса, Джона Ди, Сен-Жермена и др.