Наблюдатель, квантовая физика и единство всех религий. Почему состояние наблюдателя \ созерцателя верный путь к Богу?
В статье разбирается взаимосвязь понятия “наблюдатель” из квантовой физики с восточными религиозными и философскими учениями. Приводится несколько формулировок о том, кто на самом деле этот наблюдатель. Рассказывается в чем польза состояния беспристрастного наблюдателя. Даются методы постижения и углубления природы наблюдателя.
Наблюдатель в квантовой физике, восточных религиях и философских учениях
По мнению Нельсона Бора, (выдающегося физика, лауреата Нобелевской премии) – окружающая реальность без наблюдателя лишь вероятностная формула. Конкретная, относительная реальность проявляется только с приходом наблюдателя.
Бор не единственный ученый, кто ставит знак равенства между наблюдателем, человеческим сознанием и реальностью. Например, Хью Эверетт в своей книге «Формулировка квантовой механики через соотнесенные состояния» пишет про осознающего наблюдателя:
“Состояние системы наблюдателя описывает наблюдателя, как определенно осознающего именно это особенное состояние системы.”
Вернер Гейзенберг (немецкий физик, один из создателей квантовой механики) в своей книге «Физика и философия» утверждает:
“Наблюдение играет решающую роль в атомном событии, реальность различается в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет. Мы должны помнить, что то, что мы наблюдаем, – это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов.”
Известный американский физик Джон Уилер (автора терминов: квантовая пена, замедление нейтронов, включая два, что широко распространены в науке и научной фантастике – кротовая нора и чёрная дыра) заявил, что:
“Наблюдатели необходимы, чтобы привести вселенную в бытие”.
Джон Уилер вывел некий “Антропный принцип участия”, который означает, что Вселенная без разумного наблюдателя не обретают статус реальности. Причина этого в том, что только наблюдатель способен осуществить редукцию квантового состояния, переводящую бесчисленное множество возможных состояний в одно, реальное. Любое наблюдение включает в себя выбор того, что мы намерены наблюдать. Получается, что такие понятия, как «выбор» и «свободная воля», становятся частью квантового события.
На фоне этого возник целый ряд теорий, описывающих разум, мозг и сознание, в том числе, отдельная научная концепция в области парапсихологии. Так называемая квантовая психология, которая основана на гипотезе о том, что сознание порождается квантово-волновой активностью мозга и носит волновой характер.
Все вышесказанное буквально подрывает, устоявшееся у большинства людей стереотипы, что за рамками их собственного наблюдателя существует другой мир, который отделен и независим от них. Ведь если мир действительно ведет себя зависимо от того, как мы на него смотрим и воспринимаем, если кроме нашего нынешнего восприятия больше ничего не существует, что тогда означает «реальность» на самом деле?
Эффект наблюдателя показывает нам, что каждое живое существо творит свою персональную реальность и является в центре собственной Вселенной. То есть вокруг каждого отдельного наблюдателя, разворачивается его уникальная Вселенная, которая по своей природе очень динамична и существует только в рамках восприятия наблюдателя.
В свою очередь, для практикующих восточных религиозных традиций (буддизм, индуизм, даосизм) теория “несуществования мира отдельно от наблюдателя” не является чем то удивительным или спорным. Особенно для серьезных духовных практиков, с определенным медитативным опытом и познанием в области священных текстов. Так, в Йоге Васиштхе говорится:
“Этот иллюзорный мир есть ни что иное, как психологический обман.”
“Этот внешний мир – просто пустое выражение, его материалом является сознание.”
“Этот кажущийся мир воспринимался как истина в течение очень долгого времени, и требуется постоянная практика, чтобы отучиться от этого ошибочного восприятия.”
“Как во время сна реальностью является сознание, так и во время бодрствования сознание является единственной реальностью.”
“Единое космическое сознание видит множественность в себе, как видящему сон снятся разнообразные объекты внутри него самого.”
Таким образом, Йога Васиштха – квинтэссенция индуизма и в целом ведической мудрости, прямо указывает на иллюзорную природу реальности, которая не отделена от наблюдателя, и которая не существует без наблюдателя. Этот текст помогает познать природу наблюдателя через наблюдение за своим умом и окружающим миром, его движениями, даже через наблюдения за самим наблюдателем – осознать игру статичного, бесформенного сознания и движущихся на его фоне энергий.
Раскрытие изначальной природы наблюдателя – это одна из ключевых духовных практик в йоге, буддизме, даосизме и других восточных и эзотерических течениях. Не важно о чем мы думаем, о прошлом или будущем, спим или бодрствуем, стоим или движемся, есть некий свидетель-наблюдатель (некое чувство “Я есть”), которое всегда в настоящем моменте и без него не бывает ничего этого.
Существуют различные духовные практики и методы, которые как бы вырывают сознание от захваченности энергиями и помещают в беспристрастного свидетеля-наблюдателя. Например, дзен-буддисты практикуют дзенскую-медитацию (мистическое созерцание), суть которой проникновение в “истинную природу ума” и познание “невыразимого”, того что невозможно объяснить теоретически или изучить, как доктрину.
Здесь, речь идет о переходе в некое высшее состояние сознания, где наблюдатель (субъект) и наблюдаемое (объект) становятся неотделимыми друг от друга. Тогда любые выражения и формулировки просто утрачивают смысл, становятся ограничивающими и заведомо ложными.
“Мой друг, Я обращаюсь к твоему уму – какой смысл в этих многочисленных праздных разговорах? Мой друг, Я обращаюсь к твоему уму – всё это – только догадки и предположения. Я сказал тебе то, что является самой сутью: Ты – воистину Реальность, безграничная, как пространство.”
(с) Авадхута Гита
Вот что википедия говорит о высшем состоянии сознания:
“Высшие состояния сознания – класс изменённых состояний сознания, где как считается, люди достигают повышенного уровня внимания, эмоций, или когнитивных способностей. Эти состояния представляются переживающим желанными, исполненными смысла и доставляющими приятные ощущения. Однако для их достижения и поддержания (в отличие от других видов измененных состояний сознания) требуются значительные усилия.”
В йоге подобные состояния именуются Самадхи, в буддизме Дхьянами. Есть несколько разновидностей Дхьян и Самадхи, все они характеризуются степенью единства объекта и субъекта, чем эта степень выше, тем опыт сакральней и глубже. Фактически все они достигаются путем усердной духовной практики, в частности практики созерцания.
Почему метод созерцания, что раскрывает природу наблюдателя – один из лучших инструментов духовного роста, независимо от религиозных убеждений?
В философии индуизма считается, что человеческое сознание схвачено и управляется системами тела, в частности 5-тью органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) и кармой (желанием деятельности) – сюда входят любые привычки, тенденции, склонности, ограничения, все что формирует, обусловливает, сковывает наблюдателя. То есть, набор человеческих концепций, к которым привязывается сознание, которые его ограничивают и обуславливают, не дают проявлять свой истинный божественный потенциал.
Когда барьер из ограничений, страхов и концепций преодолевается, происходит нечто подобное, как с Люси, героиней одноименного фильма Люка Бессона. Посмотрите отрывок:
Считается, что метод созерцания помогает расставить все на свои места, почувствовать себя в роли беспристрастного наблюдателя, который как бы отделен от тела, органов чувств и кармы. Осознать себя неким самодостаточным экраном, на котором происходят игры разных энергий и который в потенциале сам способен создавать и управлять этими играми. В результате раскрываются сверхспособности, как у главной героини фильма Люси. В йоге такие сверхъестественные силы называются сиддхи.
На начальных стадиях практика созерцания, помогает стать более утонченным и внимательным к своему телу и окружающему миру. Внимательность, концентрация, спокойствие, бдительность – лучшие друзья созерцания. Практикуя созерцание от 5 до 30 минут в день, человек избавляется от груза прошлого и тревог о будущем. Он учится радоваться и наслаждаться текущим моментом, контролировать ум и эмоции, быть спокойным и гармоничным. В результате ум, такого человека начинает трансформироваться, очищается и одухотворяется. То есть человек обретает качества, которые нужны для духовного прогресса в любой религии: смирение, терпение, всеприятие, гибкость, легкость, безобидность, доброта, сострадание и пр.
Смотрите, что происходит когда полностью перенес сознание в природу наблюдателя:
На более высших стадиях практики созерцания, приходят невыразимые словами духовные опыты единства сознания (наблюдателя) и окутывающей его материи. В традиции Лайя-йоги практика созерцания, начинается с самоисследования (Атма Вичары), суть этой практики – найти наблюдателя, прояснить кто наблюдает за телом и органами чувств, выяснить где этот наблюдатель. Подробней о практике Атмавичары и созерцания слушайте в лекции русскоязычного Мастера Йоги Свами Вишнудевананды Гири:
“Атмавичара” — практика самоисследование
Подробней о единстве науки и восточных религиозных учениях, также смотрите в лекции Свами Вишнудевананды Гири и в докладе Его ученика Амриташа:
“Разные взгляды на иллюзию”
Доклад «Иллюзия материального мира»
Друзья, спасибо за внимание, ставьте лайк и делайте репост на благо мироздания и всех живых существ! Да прибудет с вами бесконечных потенциал единства всех религий и научных знаний!