Каббала Религия | Каббала учение | Что такое Каббала
Каббала — мистическое, философское учение в иудаизме. В переводе Каббала означает — «получение». Согласно постулатам Каббалы, главной целью человека является духовное совершенствование, понимание своего предназначения как в материальном, так и в тонком мире.
Установить точный возраст Каббалы не представляется возможным. Её последователи говорят о 4000 лет (эпоха Авраама), некоторые учёные историки более склонны считать временем зарождения Каббалы 13-тый век. По одной из теорий, возникновение Каббалы связывается с вавилоно-персидской магией и теософией, в дальнейшем на Каббалу оказывали влияние греческие, египетские, христианские учения.
На протяжении своей истории Каббала постоянно расширялась, в чем принимали активное участие еврейские мудрецы — Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль, Рамхаль, Агро, Бааль, Тания и др.
Просветлённое состояние души в Каббале называется Гмар Тикун — переводится «конечное исправление». Пока душа не достигла его, она вынуждена идти по пути воплощений в материальном мире. До тех пор пока не «выучит свой урок» либо не исполнит своего истинного предназначения. Достигнув состояния Гмар Тикун, душа перестаёт воплощаться.
Сторонники Каббалы считают, что в основе всех проблем как человечества в целом, так и отдельного индивида, лежит нарушение законов мироздания.
С точки зрения Каббалы, духовное развитие неразрывно связано с соблюдением божественных заповедей — мицвот. Цель изучения Каббалы — совершенное и точное следование мицвот. Важно отметить, что согласно иудаизму, изучение Каббалы с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит, полностью запрещено.
Структурно Каббала разделяется на умозрительную (июнит) и прикладную (маасит). Умозрительная Каббала включает космогонию (маасэ берешит) и теософию (маасэ меркаба). Объектом изучения умозрительной Каббалы является неизреченное Божество, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только энсоф, т.е. ничто или Бесконечное.
Согласно Каббале существуют три мира:
- мир творения (бриа) — область творческих идей и чистых духов;
- мир создания (иецира) — область душ и живых существ;
- мир делания (асиа) — материальный физически мир.
Эти миры включают друг друга, подобно концентрическим кругам.
Прикладная Каббала связана с отношением к священным книгам как к зашифрованному тексту. Путем его расшифровки можно получить новый текст, узнать тайное, предвидеть будущее и т.д. Основными способами расшифровки являются — гематрия, нотарикон, темура. Еще одной составляющей прикладной Каббалы является магия, осуществляющаяся посредством имен Бога.
Основой кабалистических практик, наряду с выполнением предписаний иудаизма, являются различные медитации. Некоторые учителя Каббалы также большое внимание уделяли правильному образу жизни, хотя это положение трактовалось по-разному — от аскезы до веселого времяпрепровождения.
Среди различных каббалистических школ нужно отметить Хазидизм, который получил широкое распространение в Европе. Его основателем является Исраэль Бааль Шем Тов. Основа хасидизма — любовь к ближнему, радость и милосердие. Теософия хасидизма утверждает, что Бог присутствует всюду, и каждое событие является Его проявлением. При этом человек должен преодолеть ограниченность своего бытия и достичь слияния с Божественным светом. Хасиды утверждали, что радость является одной из основополагающих добродетелей, а пение и танцы — это путь служения Богу.
В последнее время активно высказывается мнение о том, что Каббала является наукой. Но ортодоксальные сторонники Каббалы с этим категорически не согласны. По их мнению — Каббала является именно духовным и религиозным учением, а отождествление её с наукой — попытка отделить Каббалу от иудаизма. Нужно отметить, что подобная тенденция в 20-м веке характерна не только для иудаизма. Например, в рамках движения нью-эйдж суфизм как эзотерическое направление ислама, отделяется от мусульманства, рассматривается как универсальное учение вне религий.
Ранее Каббала скрывалась от посторонних, держалась в секрете. Это объясняется тем, что мудрецы опасались попадания секретов Каббалы к людям, которые могут использовать их во вред. В частности некоторые авторы указывают на то, что создание христианства произошло из-за того, что секреты Каббалы просочились наружу, что повлекло множество бед для еврейского народа.
Некоторые ортодоксальные приверженцы Каббалы отмечают, что сейчас происходит негативный процесс массового распространения Каббалы среди людей, которые не имеют к иудаизму никакого отношения. Для них вводится даже понятие — секта «каббалистов». При этом подчеркивается, что Каббала неотделима от иудаизма, является органичным продолжением священной Торы, и не может практиковаться людьми, которые не соблюдают заповеди иудаизма (мицвот). Только изучив Тору и Талмуд, человек может переходить к познанию Каббалы. Считается, что Каббала является своеобразным ключом к учению иудаизма, представленному в Торе и Талмуде. Каббала очень сложна для понимания и её изучение требует много времени, постоянных занятий. Но человеку, постигшему знания Каббалы, открывается понимание всего иудаизма как единого гармоничного учения. Людей со стороны, желающих получить быстрое и поверхностное знакомство с Каббалой, привлекает в ней её загадочность, а также связь с астрологией, нумерологией, магией.