Ваджраяна Буддизм | Алмазный путь Буддизма
Название: Ваджраяна («алмазный путь»)
Основатель: Падмасамбхава
Время возникновения: III -VII вв.
Священные тексты: тантры (“Гухьясамаджа”, “Хеваджа”, “Ваджрабхайрава” и др.)
Ваджраяна — путь трансформации сансарического ума, основанный на мотивации и философии Великой Колесницы (Махаяны), но с характерными взглядом, поведением и методом медитации. Методом являются визуализация образов медитативных божеств, мантры, мудры, почитание Гуру. Практика в системе Ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации Пути учителя. Необходимыми качествами практикующего являются мотивация сострадания, понимание пустотности и чистое видение. В Тибете Ваджраяна считается венцом учения Будды.
Ваджраяна основана на концепции Ади-будды — изначального Будды, по отношению к которому отдельные будды (в том числе исторический Шакьямуни) считаются только формами его воплощения. В Ваджраяне разработана чёткая иерархия существ. Поучения Алмазного пути отличаются своими целостными и действенными методами. Они основаны на тантре («переплетение») — методе вплетения учений в повседневную жизнь. Этот метод передается от учителя ученику и задействуют все сферы жизни практикующего. Поэтому Ваджраяну также называют Тантраяной.
Методы Ваджраяны раcсчитаны на людей, способных видеть в учителе отражение собственного ума и, благодаря преданности и отождествлению с ним, быстро перенимать его внеличностные качества. В Ваджраяне учитель передает ученикам свое постижение природы ума — Махамудру, или Великую печать, что позволяет высвободить много энергии и осознать подлинную природу ума. Главный подход в Ваджраяне — вести себя как Будда, пока не станешь Буддой.
Преданность достигается путем узнавания в учителе своей собственной природы Просветления и желания раскрыть ее, стать таким же, как учитель. Поэтому так необходима полная ответственность учителя за свои свои слова и действия и достижение им действительно высокого уровня реализации. В Тибете традиционно ученик три года проверял своего учителя, чтобы убедиться,что ему можно доверять, после чего то же делал учитель, чтобы убедиться, что ученик готов к таким методам учения.
В Ваджраяне мешающие эмоции воспринимаются не как препятствие, но как сырье для практики. Они не избегаются, как в хинаяне, и не анализируются, как в махаяне. С помощью медитации появляется способность не реагировать на эмоции немедленно, а смотреть на них со стороны, наблюдая, как они трансформируются во вневременную мудрость.