Дзогчен Традиция Буддизма | Тайны дзогчена
Название: Дзогчен («великое совершенство», «великая завершённость») или ати-йога, маха-ати, санти маха, махабинду, тигле ченпо
Основатель: Гараб Дордже
Священные писания: Кулаяраджа-тантра
Дзогчен — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма. Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон. Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже).
Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий. В Кулаяраджа-тантре говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению.
Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в VIII веке и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма, которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву.
В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчена от Гараба Дордже. В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже. В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV.
В религии бон имеются свои три линии дзогчена: Атри, Дзогчен и Устная традиция Шангшунга. Они все восходят к основателю Бон Тонпа Шенрабу.
В учении дзогчена говорится об изначальном состоянии (Ригпа), изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей. Также используются термины — «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Ригпа не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать всевозможные формы. Она делает это, не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчена часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало.
Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчена, то он или она более не переживают дукха — каких-либо форм страдания. Это чистое состояние является, по сути, изначально присуще каждому живому существу, являясь состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.
Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.