Ведическая культура и единство всех религий
«Беседы о дхарме» — цикл регулярных бесед с практикующими в учении адвайта-веданты на самые разные темы, многие из которых являются животрепещущими для современных духовных искателей.
В данной беседе приняли участие:
Арья Дев Гири – старший монах традиции адвайта-веданты (Санатана Дхарма), миссионер с большим стажем;
Алена Савина – послушница, член оргкомитета Международного конгресса адвайта-веданты.
Во вступлении к беседе ведущий расскажет о Санатане Дхарме «за 7 минут» — краткое введение в понятие ведическая культура, ее философская основа.
Первым вопросом к монаху будет вопрос, который, наверное, наиболее часто поднимается последнее время — будет ли одна религия в будущем, или их останется много?
По мнению монаха Арья Дева религия – один из многих способов передачи знания о природе реальности. В зависимости от того, где и когда религия появилась и в какой форме проповедовалась, она имеет определенную форму. Арья Дев объясняет не только причины межрелигиозных конфликтов, но и рассказывает о возможных способах их устранения, главным из которых является получение духовного опыта на пути к познанию Истины. Как пример, он приводит святых – в какой бы традиции не находились святые, отшельники, сложно было бы себе представить их взаимный конфликт или неприязнь, если бы они собрались вместе.
Следующий вопрос ведущего монаху касается его богатого опыта проведения занятий: каков запрос русских искателей, что они ищут – истину, избавления от страданий, здоровья?
По наблюдениям Арья Дева Гири, искатели, как и все люди, ищут счастье, состояние полноты, радости. В зависимости от работы сознания каждый к этому стремится по-разному. Но современным духовным практикующим сейчас достаточно тяжело, потому что они живут в социальной среде, не приспособленной для практики, поэтому настоящих практикующих сейчас очень мало.
Дальнейший вопрос адресован члену оргкомитета Конгресса адвайта-веданты Алене Савиной: если говорить о единстве религий, насколько оно проявлено на Конгрессе адвайты?
Алена уверена, что посетители Конгресса находят между собой много общего, так как в какой бы традиции люди не находились, если они исследуют свою истинную природу, они приходят к единому пониманию — что суть всех учений одна. Это подтверждает то, что на последнем Конгрессе были участники, которые не являются последователями адвайты, и, тем не менее, прекрасно влились в общий коллектив выступающих и были очень тепло приняты посетителями. Это единство, которое многие чувствуют на конгрессах, имеет хорошие предпосылки для того, чтобы перерасти в нечто большее – Конгресс мировых религий.
Тема международного межрелигиозного сотрудничества плавно подводит к следующему вопросу: впечатления монаха Арья Дева от участия в мировом фестивале Кумбха Мела.
Арья Дев считает Кумбха Мелу грандиозным явлением не только в прямом смысле (по своим масштабам), но и во внутреннем – ведь там люди совершенно разных традиций несколько месяцев подряд прекрасно уживаются рядом, общаются и участвуют в совместных мероприятиях.
И это не только индуисты разных направлений, но и буддисты. Кумбха Мела — самый яркий пример принципа единства школ и традиции, где одновременно звучат разные мантры, прославляют разных божеств и мастеров, и кульминацией этого единства является коллективное омовение, когда миллионы верующих вместе заходят в воды священной Ганги.
Вопрос Алене Савиной возвращает к теме проведения мероприятий в России. В 2013 году в трех городах прошли вечера ведической культуры: Москва, Пермь, Челябинск, как это способствует объединению последователей ведической культуры?
Алена считает, что представители ведических традиции разных направлений никогда не будут создавать препятствия друг другу или спорить на какие-то темы. Потому что основа этих традиций – божественный источник, веды, это та божественность, которая исходит из самой глубины души человека, из его естественного состояния настроенности на Бога.
Через творческие номера, музыку удалось передать утонченный дух ведической культуры. Многочисленные положительные отзывы об этих вечерах говорят о важности этого начинания и востребованности знакомства представителей ведических направлений друг с другом.
Дальнейшая беседа возвращает слушателя к теме миссионерства: Арья Дев является куратором американской группы практикующих Санатана Дхарму. Как так получается, что на таких далеких континентах вспыхивает интерес к ведической культуре в изложении русских преподавателей?
Арья Дев считает, что основная причина – это носительство русского языка. Русские люди, практикующие в Америке, безусловно, стремятся к получению знаний и наставлений на родном им языке. Хотя, отмечает он, что эта тенденция насчитывает не одно десятилетие: и ранее были мастера, которые проповедавали Санатана Дхарму в Америке, Европе.
Вопрос о толерантности задает ведущий: благодаря общему информационному полю мы можем наблюдать динамику развития разных традиций, как в этом ракурсе выглядит толерантность в межрелигиозных отношениях?
Арья Дев отвечает, что толерантность появится только тогда, когда верующий в своей традиции проникнет в сакральные внутренние переживания и получит духовный опыт. Просто изучая философию и манипулируя концепциями священных текстов не решить ни вопрос своей реализации, ни толерантности. Только тот, кто реализовал на деле некоторые учения, тот может понять, что значит истинное единство, потому что он чувствует, что в основе каждого человека лежит то же самое, что в основе его самого.
Алена Савина добавляет: для того, чтобы это было возможно реализовать, нужно в любом случае начать практиковать, проникать в глубинную суть своей природы. А для начала, пока нет глубокого постижения, нужно хотя бы научиться любить другого. Тогда приходит понимание, что ты и он — это одно, тогда естественно возникает сопереживание, сострадание, единство. Из этих чувств возникает толерантность. Почему святые обладают состраданием ко всем – потому что они пережили на своем опыте, что мы все одно.
Арья Дев завершает беседу, обобщая ценность ведической культуры — она способна создать благоприятную среду для того, чтобы открыть естественное состояние, даже находясь в социуме.