Джняна-йога — путь знания | Йога знания
Джняна-йога («путь знания»)
Джняна-йога — один из видов йоги в философии индуизма. В адвайта-веданте совершенством джняна-йоги является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. В адвайте джняна-йога выступает как первичный путь к достижению мокши. Это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с Брахманом. Полностью осознав это, индивид достигает стадии мокши.
В своём комментарии к «Бхагавад-гите», Шанкара, отражая точку зрения школы адвайта-веданты, описал основное значение джняна-йоги как знание о Брахмане. В дуалистической традиции вайшнавизма известный средневековый философ и основоположник философской системы вишишта-адвайта Рамануджа рассматривал джняну как одну из составных частей бхакти. В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет, что джняна заключается в правильном понимании кшетры (поля деятельности, то есть тела) и кшетраджна («знающего поле», то есть души): «Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их и что понимание природы тела и знающего тело называется знанием [джняной]. Таково Моё мнение». Затем Кришна объясняет необходимость осознания разницы между полем деятельности и знающим поле: «Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели».
Основной целью практики джнана-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путем философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).
Идя с решимостью данным путем, человек через многие жизни может, наконец, придти к этой цели. Он видит различие между собой, как душой, и своим телом, которое является оболочкой души. Развивая постепенно эмпирическое знание, человек начинает видеть Брахмана везде и во всем.
Знание Абсолюта изложено в 7 главе «Бхагават-Гиты. Как она есть«:
«Я начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа… Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. О сын Кунти, Я — вкус воды, свет солнца и луны, и Я — слог Ом в седических мантрах, Я — звук в эфире и талант в человеке. Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизма всех аскетов. О сын Прихи, знай же, что Я — изначальный разум разумных и мощь могучих. Я — сила сильных, свободная от страсти и желания. Я — половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат… Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы — это они подвластны Мне. Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого».
Однако цель джнаны-йога это не высшая цель жизни человека, поскольку она останавливается на безличном сиянии Абсолютной Истины. Высшая цель — познать Верховную Личность Бога. И лишь немногим удается придти к этому.
В «Бхагават-Гите» говорится, что из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших его едва ли один воистину познал Бога.