Йога | Философия Йоги
Название: Йога («единение с божественным»)
Время возникновения: VII в д.н.э.
Основные священные тексты: Веды (Ригведа), Упанишады, Хатха-йога прадипика, Йога-сутры Патанджали и др.
Йога — это одна из шести ортодоксальных школ философии индуизма. Йога — понятие в индийской культуре в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик разных направлениях индуизма и буддизма, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения человеком высших духовных состояний. Цель любой йоги — слияние с божественным источником, Богом, самопознание и достижение самореализации. Сами по себе упражнения и техники йоги не ведут к этому, но помогают очистить сознание, подсознание и тонкие тела для обнаружения исконного источника души — божественного Сознания. В этом смысле ценность и величие йоги трудно переоценить — она обладает десятками тысяч различных методов и практик, что позволяет практикующим йогу получать богатый духовный опыт, быстрое продвижение по лестнице духовной эволюции.
Многие святые йоги являются сиддхами — существами со сверхспособностями, и демонстрируют высшие ступени реализации, растворяя физические тела в момент смерти, а некоторые и при жизни.
Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами философии санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры.
Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения полной Богореализации. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.