Святой Дух, Турья, Нирвана, Дзен, Дао… что между ними общего?
Если сравнивать религии мира с архитектурными строениями различных стилей: барокко, готика, классицизм, модерн,эклектика, ар-де… То очевидно, что отличается лишь их форма и внешний вид, но у строения любого стиля, есть несущая конструкция, крыша и фундамент.
В контексте религии, под несущей конструкцией можно подразумевать архитектуру и убранство храмов, визуализацию божеств и святых, символику, атрибутику, ритуальную практику — все что связано с внешними проявлениями определенной религии.
Под крышей подразумевается мировоззрение: заповеди, постулаты, наставления, обеты, священные тексты, молитвы, методы духовной практики. Все, что связано с внутренними процессами трансформации последователей религии.
Фундамент – это вера, основа для несущей конструкции и крыши в данном контексте. Это и мистический опыт, который переживают люди, углубляясь в определенную религию. Это и все те благодатные плоды, что они обретают, взаимодействуя с ней.
Ты — высшая сфера Бытия, Ты — тайна всех тайн.
Ты — бездна величия, счастья, блаженства и радости.
Ты — радость радости.
Ты — счастье всех счастливых, блаженство всех блаженств.
Ты — мудрость всех мудрых.
(с) Свами Вишнудевананда Гири “Мысли влюбленного в Бога”
- Но где та Сердцевина, без которой невозможен ни фундамент, ни крыша, ни несущая конструкция, ни религия как таковая?
- Где То, о чем говорят все пророки, святые и духовные учителя?
- В честь кого создаются религии, разные по стилям, но единые по смыслу?
- Ведь смысл любой религии только в одном – сблизить душу с Этим, так что же Это?
Разумеется, это Бог, изначальная истина. Ничем непоколебимая, чистая и вечно блаженная реальность, которая объединяет и наполняет все. Которая довлеет над пространством и временем, находясь в истоках бытия. Из которой вышли все индивидуальные “Я”, чтобы играть лишь для Нее и Ей отдавать себя. Именно к Ней, разные религии, каждая в своем стиле и великолепии протаптывают путь длинною в вечность.
Может ли человеческий ум объять, хотя бы микроскопическую часть этой вечности? Скорее нет, чем да.
Но мы можем наблюдать, что все религии говорят об одном и том же. В каждой религии есть определение некой тонкой божественной реальности, которая пронизывает и наполняет все. Она как экран, фон, бэкграунд для любых вселенских процессов, от квантовой неопределенности до создания новых Галактик.
Тайная, загадочная, манящая своей сакральной глубиной, кристальной чистотой, блаженным величием и бесконечным могуществом, это потрясающая божественная реальность… На какие только обеты, аскезы и ограничения не идут духовные искатели, чтобы сблизиться с Ней хоть немного…
В данной статье мы также постараемся с Ней сблизиться, мы рассмотрим, как трактуют и понимают Ее в разных религиях мира.
В Иудаизме и Христианстве – это Святой Дух
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Молитва царя Давида из Ветхого Завета
Термин “Святой Дух” очень часто встречается в Иудаизме и Христианстве. В первом Святой Дух трактуется, как движущая сила и дыхание Бога Иеговы (Яхвы). Во втором – это часть Святой Троицы, где есть Бог Отец – создатель, Бог Сын – творение и Святой Дух – сакральная сила, через которую Бог Отец и Бог Сын взаимодействуют.
В ортодоксальном Христианства, Святой Дух совместно с Отцом и Сыном являются творцами всех видимых и невидимых миров.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
(с) (Быт. 1:1-2)
Святой Дух в истории Христианства не раз нисходил на отдельных личностей с целью одарить их духовным опытом и сверх-способностями: на священников, пророков, апостолов, праведных иудейских царей, всех святых и христианских мучеников. Также Христиане верят, что благодаря Святому Духу рождается Бог-Сын – Иисус Христос. А если копнуть глубже, то каждый человек может получить снисхождение Святого Духа и второе рождение в качестве Сына Божьего. Это подтверждает Евангелие от Луки:
Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
С проявлением Святого Духа, христиане также связывают следующие религиозные понятия: плоды Святого Духа, крещение Святым Духом, дары Святого Духа.
Плоды Святого Духа – это добродетели, которыми Бог наделяет верующих в соответствии с их заслугами и усилиями. Феофилакта Болгарского толкует это так:”От нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом – это зависит от Бога”. Плоды перечисляются апостолом Павлом в пятой главе его послания к Галатам:
Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Крещение Святым Духом в исторической церкви подразумевает миропомазание, что совершает священник во время крещением водой. Но пятидесятники и многие другие представители иных христианских направлений верят, что крещение Духом Святым доступно всем верующим после дня Пятидесятницы, и помимо обряда является личным духовным переживанием, связывающим душу с Богом.
Я крестил вас водою, а Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым.
(с) Евангелия от Марка
Дары Святого Духа – это сверхъестественные проявления Святого Духа в верующих людях. Эта тема подробно раскрывается апостолом Павлом в его первом послании Коринфянам, 12-14 главы. Ключевым здесь считается вступительное слово:
Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Таким образом можно сделать вывод, что Святой Дух в контексте Христианства и Иудаизма – это и есть та высшая божественная истина – источник милости и благодати для всех последователей этой религии. А все святые, апостолы и монахи лишь проводники Духа Святого.
В Исламе – это Аллах
Аллах — это арабское слово, которое переводиться, как единственный Бог, создатель мира и господин Судного дня. Аллах предстает перед людьми в облике своих творений, которые несут им определенную мудрость и знамения, одним из таких творений является Коран.
В Коране постоянно упоминается, что Аллах наделен всемогуществом, Он совершенен и величественен. Все в мире подчинено Ему и пронизано Им, ничто не происходит без Его ведома и воли. Он милосерден и милостив ко всем живым существам, Он опекает все свои творения, Он всепрощающий.
Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один.
© Аль-Ихля́с – сто двенадцатая сура Корана. Сура мекканская.
Коран призывает осознать бесконечное величие и могущество Аллаха и полностью отдать себя в Его руки. Слово “Ислам” означает “покорность”. Принять Ислам, в прямом смысле означает стать покорными Аллаху, всегда Ему верить, полагаться только на Его волю и милость. Также в Мусульманстве есть еще один термин – “Таква”, что означает “богобоязнь”. Это некое состояние где мусульманин осознает, что все его слова, мысли и поступки открыты взору Аллаха. Принять Ислам и Такву, означает начать создавать неразрывную связь с Аллахом.
В Коране Аллах выступает, как единственный Бог творец, создавший всё сущее, включая человека и весь его быт. Аллах творит, поддерживает и разрушает все вокруг своей волей. Он же наказывает грешников и воздает по заслугам праведникам. Если в Христианстве есть Святая Троица – Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух, то в Исламе все это заменяет Аллах.
Таким образом можно провести четкую аналогию между Аллахом в Исламе и Святым Духом в Христианстве, они завуалированы различными религиозными и культурными догмами, но даже невооруженным глазом видно, что здесь речь идет об одной и той же Высшей Божественной Сущности.
В Буддизме – это Нирвана или Дзен
Нирвана в Буддизме – означает некое божественное сакральное состояние, в котором ощущаешь свою неразрывную связь и единство со всем сущим. Это высшая цель буддистов, которая достижима после искоренения всех привязанностей и омрачений. Нирвана – это слияние с Богом. В палийский канон входит «Махапариниббана сутта» о великом переходе Будды в покой нирваны\ниббаны. Там как и в других текстах палийского канона нирвану характеризуют, как не созданную, неопределимую, блаженную, свободную от привязанностей…
Согласно Учению Будды, несмотря на смерть и страдание, что пронизывают все уровни человеческого существования, есть некое сакральное божественное состояние, где смерти и страданий больше нет. Это и есть нирвана и она достижима для всех. Переживание нирваны в буддизме часто характеризуется с абсолютной духовной реализацией, освобождением от кармы и сансары (цепочки смертей и перерождений).
Также Будда избегает говорить о «вечности» или «не-вечности» а контексте нирваны, говорить о наличии у постигшего её «личностных качеств» или отсутствии таковых. Он описывает Нирвану просто, как окончание незнания (авидьи), что и есть причина погружающая ум в бесконечную цепочку перерождений и ограниченного – сансару. Нирвана является и необусловленной реальностью, и благородным умом, постигшим Истину одновременно.
Нагарджуна в своём трактате “Драгоценные строфы наставления царю” изрек:
Неверно, что нирвана есть небытие. Но разве можно представить её бытие? Прекращение раздумий о бытии и небытии. Называется нирваной.
Достижение нирваны и реализация Дзен фактически одно и тоже!
Сутью Учения Дзен является «невыразимое», то что невозможно изучить, как священную доктрину и разъяснить теоретически. Бодхидхарма определяет Дзэн, как: “Непосредственный переход к пробуждающемуся сознанию, минуя традицию и священные тексты”. Шестой патриарх Хуэйнэн в одном из своих высказываний трактует Дзэн, как: “познание и прозрение своей собственной природы”.
В Чаньской школе существует множество парадоксальных ответов на вопрос: “Что такое Чань (Дзен)?” Ответ Гуру может выражаться в виде безумного смеха, крика или указывания на какой-то несуразный процесс, например скрежет сверчков или кваканье жаб. Мастер Энго, отвечая на вопрос: “Что такое дзэн?”, выразился так:
Он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Это возможно тогда, когда истина эта выражена посредством пера и бумаги, либо облечена в форму софизма; в этих случаях она ещё дальше ускользает от нас. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.
Ещё один Гуру Дзэн ответил на этот же вопрос так:
Есть рис, пить чай, естественно проводить время, любоваться горами, любоваться потолком. Какое безмятежное чувство и спокойствие!
К попыткам дать более четкое, теоретическое определение Дзен, многие наставники относятся с некоторой долей иронии и юмора.
Так учитель Хуанбо Сиюнь, однажду заметив записи ученика об основах Дзен, спросил его:
Что от нашего учения может быть в этих следах туши на бумаге?
Вывод: если христиане и мусульмане больше делают акцент, на придание Божественной реальности некой формы и личностных качеств, то буддисты сразу пытаются с ней контактировать напрямую без каких либо определений. Но по сути это ничего не меняет, Божественная реальность для тех и других остается одна и та же.
В Индуизме – это Турья
Турья в индуизме – это сакральное состояние сознания, где нет субъектно-объектного разделение, то есть за пределами таких понятий, как “Это я”, “Это не я”, “Это он”, “Это мое”, “Это его” и т.д. Турья – это божественная область чистого сознания, лежащая в основе трёх состояний нашего ума: бодрствование (джаграта), сон (свапна), сушупти (сон без сновидений).
Считается, что наше сознание – это некий постоянный свидетельствующий фактор, что не зависит от присутствия или отсутствия объектов. В то время как вся реальность представлена сознанию, само сознание не представлено ничему, оно самодостаточно и не требует демонстрации перед другими, оно лежит в основе объекта и субъекта, в основе бодрствования, сна и сна без сновидений. И вот четвёртое состояние сознания, которое не схвачено другими тремя называется Турья. Турью сравнивают с самим Богом Творцом — Брахмой.
В Мандукья Упанишаде об этом сказано так:
Не имеет частей четвёртое состояние – неизреченное; растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное.
А вот, как Святой Гуру Свами Вишнудевананда Гири трактует состояние Турьи в своих божественных откровениях:
Ты, тот, кого я так люблю,есть Абсолют – Брахман Веданты, Парама-Шива индуистов; «Трансцендентная самость» – Атман упанишад; Вместе Рожденная исконная мудрость осознавания – «сахаджа» тантристов;
Не-ум — «аманаска» йогов-сиддхов, Даттарейя адвайтистов;Великая Мать, Шакти, Богиня Тара тантристов и шактистов; «нирвана» Будды.Ты — «чистая субстанция» Спинозы, сфера-вместилище всех «эйдосов» Платона,
Сущность «чистого разума» Канта, «Божественный дух» пантеистов, разлитый и существующий в природе, «Чистое существование» экзистенциалистов.
Никто не может полностью постичь Тебя, Никто не знает целиком Тебя, кроме Тебя самого. Ты — это самое непостижимое, непознаваемое, трансцендентное и одновременно — самое близкое, родное, ближе чего не может быть никто и ничто.
(с) Свами Вишнудевананда Гири “Мысли влюбленного в Бога”
То есть мы можем наблюдать явное сходство Турьи, Святого Духа, Аллаха, Дзен, Нирваны и еще многих духовных и философских течений. И в завершение рассмотрим Дао.
В Даосизме – это Дао
Дао в Даосизме понимается, как первопричина вселенной, лежащая в основе мироздания таинственная, непознаваемая закономерность, от которой зависит целостность жизни. Даосы понимают Дао, как основополагающий вселенский принцип, недоступный для рационального объяснения и умственного постижения. Поэтому последователи Дао стараются, как можно меньше своим сознательными действиями и стремлениями мешать этому принципу проявлять себя, они стараются жить более интуитивным образом.
Пренебрегать интуицией и следовать по пути разума – значить быть врагом Дао, а враг Дао неминуемо наносит вред и себе, и окружающему миру. Его сравнивают с тем, кто плывет против сильного течения, рано или поздно он истощает свои силы и приходит к гибели. Следовать путем Дао, означает: понимать, чувствовать, видеть, ощущать окружающею реальность и плыть по волнам, не сопротивляясь ее течению.
Всемирную славу Дао получило благодаря древнему философскому трактату Дао Дэ Цзин, автор Лао-цзы. Трактат наряду с Бхагавад-гитой и Библией – один из самых переводимых на иностранные языки текстов в мире, это памятник Китайской литературы. Ниже приведена вырезка из этого текста, описывающая Дао:
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме.
Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному.
(с) «Дао дэ цзин», книга 1, глава 1
По постулатам Даосизма задача каждого практикующего даоса добиться слияния души с вселенским порядком Дао. Как можно достичь этого слияния? Все просто, нужно изучать и практиковать Дао.
Вывод: каждая религия по своему трактует и определяет Бога, но Бог для всех религий один и тот же. Он существует независимо от разногласий и споров между представителями разных религиозных конфессий, по мотиву: “Моя вера единственно правильная, а твоя нет!”. Принцип божественной реальности остается неизменен, Он сполна присутствует в любой религии и постигается везде одинаково: усердной духовной практикой, верой, преданностью и тотальной самоотдачей.
Бог остается для всех одним и тем же – вечно блаженным и всеблагим домом всех душ, он словно пронизывает нас нитью единства и говорит: “Поклоняйся кому угодно, практикуй, что угодно, применяй любую религию… главное верь в Меня, будь всецело Мне предан и ты станешь со Мной одним целым!”
Ты можешь отразиться в любом облике –Божестве, святом человеке, райской птице, божественном дереве, волшебном цветке, магическом камне, И в этом — твоя непостижимая игра.
Так утверждает философия отражения –бимба-пратибимба-вада.
Как сказал Спиноза в своей теореме:
«Нет нужды придавать Ему имена и формы, Но нет нужды и лишать его способности быть сутью всех имен и форм». А потому я могу использовать и язык, и мысли, и логику, мотивы обращаться к Тебе как к подобному себе и любить Тебя, как что-то очень близкое и знакомое. Видеть Тебя в Твоих отражениях.
Но используя их, Я понимаю Твое отношение к ним, их реальность и иллюзорность одновременно. Они — твоя спонтанная игра. Но как же она завораживающе прекрасна!
(с) Свами Вишнудевананда Гири “Мысли влюбленного в Бога