Реформистский иудаизм | Религии мира | Иудаизм кратко
Реформистский иудаизм — движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии в двадцатые годы XIX века, откуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы.
Возникло на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.
Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности.
Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более 1.7 миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.
По всему миру
Первые реформы главным образом касались упрощения ритуала богослужения, чтения проповедей на языке страны проживания, эстетики синагоги и музыкального сопровождения молитв. Со временем центр реформистского иудаизма переместился из Европы в США, где возникло мощное течение, насчитывающее сегодня свыше 900 общин. Помимо США, крупные реформистские общины действуют в Великобритании, Канаде, Австралии, Нидерландах, ЮАР, других странах Европы и Латинской Америки. В бывшем СССР реформистские раввины работают в Москве, Петербурге, Киеве, Минске, Симферополе и Одессе.
Реформистский иудаизм в Израиле
В Израиле первые попытки осуществить на практике принципы либерального иудаизма предприняли репатрианты из Германии еще в 30-е годы XX века. Однако широкое распространение прогрессивный иудаизм в Израиле начал обретать только в 60-е годы. В 1963 г. в Иерусалиме по инициативе профессора Н. Глюка был открыт филиал Хибру Юнион Колледжа (Hebrew Union College) – американского высшего учебного заведения, готовящего реформистских раввинов. В 1965 г. на съезде всех неортодоксальных общин Израиля было решено создать единое движение, вошедшее затем в состав Всемирного Союза прогрессивного иудаизма.
Сегодня оно насчитывает свыше 40 общин по всей стране, два реформистских кибуца Яхель и Лотан вблизи Эйлата и поселение в Галилее Хар-Халуц. В рамках движения действуют также центр юридической помощи, гостиничный и культурный центр Бейт-Шмуэль в Иерусалиме, образовательный центр имени Лео Бека в Хайфе, десятки детских садов и начальных школ, молодежное движение, отделение подготовки к армейской службе, летние детские лагеря и многие другие проекты.В реформистских общинах можно встретить субботу, отметить традиционные еврейские праздники Рош ха-Шана, Йом-Кипур, Суккот, Ханука, Пурим, Шавуот и другие, а также церемонии жизненного цикла – рождение ребенка, бар-мицву, свадьбу.
Равенство мужчин и женщин
Одной из отличительных черт современного реформистского иудаизма является признание равенства мужчины и женщины, в том числе во всем, что касается религиозного образа жизни. В ходе богослужения в синагоге женщины и мужчины сидят вместе, женщина может занимать любую общественную или профессиональную должность, в том числе исполнять обязанности раввина и кантора, читать и изучать Тору, надевать молитвенное покрывало (талит).
Реформистский иудаизм активно работает со смешанными семьями, уделяя особое внимание вопросам гиюра. Гиюр, пройденный в признанных реформистских общинах диаспоры, дает право на репатриацию в Израиль.
Плюрализм и свобода выбора
В основе мировоззрения реформистского иудаизма лежит идея свободы выбора. Движение придерживается принципов плюрализма и не навязывает своим приверженцам готовых концепций и мнений: только в случае, если человек прислушается к голосу собственной совести и самостоятельно решит, как и какие заповеди соблюдать, его еврейский образ жизни будет осознанным и потому подлинным.
Следуя учению древних пророков Израиля, ставивших помощь ближним и заботу о нуждающихся выше формального ритуала, реформистские евреи в своей повседневной практике отдают предпочтение вопросам морали и социальной справедливости. Многие общины ориентированы на исправление мира к лучшему (тикун олам): собирают пожертвования для бедных, помогают инвалидам, работают в больницах, домах престарелых и т.д.
Совмещая плюрализм и религиозную толерантность с приверженностью традиционным еврейским ценностям, реформистский иудаизм стремится сгладить противоречия, взаимное непонимание между представителями разных социальных и религиозных групп внутри израильского общества. Включение в религиозную практику молитв и проповедей на языках стран исхода упрощает обращение к иудаизму недавних репатриантов и пожилых людей, плохо владеющих ивритом. Для таких людей реформистский иудаизм может стать источником духовности и воплощением связи с еврейской традицией.