Бон Тибетская Религия | Основатель Тонпа Шенраб
Название: Бон
Основатель: Тонпа Шенраб
Бон — национальная религия тибетцев. Фактически являлась официальной религией Тибета в период царей (VI—IX века) и продолжала доминировать в регионе до частичного вытеснения буддизмом в XIII веке.
В настоящее время последователи бон в небольшом количестве проживают на
территории бывшей тибетской провинции Кам, а также в Сиккиме и Бутане.
Под Боном принято понимать совокупность добуддийских верований, существовавших на Тибете. Он представляет собой бесчисленное множество ритуальных практик, включающих изгнание духов, предсказание будущего и усмирение гневных божеств. Сложные учения этой религии, цель которых привести человека к вершинам духовного развития, ставят Бон в один ряд с величайшими мистико-философскими системами мира, несмотря на относительно малое число его последователей.
С буддизмом Бон роднит целый ряд фундаментальных концепций, как, например, положение о «непостоянстве» и «пустотной природе» всех явлений. Помимо этого, выдвигается идея существования высшего состояния, «просветления», которое достигается с помощью медитационных переживаний, ритуальных практик и изучения духовной литературы.
Бонцы не признают высшего авторитета Будды Шакьямуни, исторического лица, который жил две тысячи пятьсот лет назад и которому мы обязаны возникновению буддийских учений. Основоположником своих учений они считают Тонпа Шенраба, который является для них подлинным «Буддой», «Просветленным» существом.
Он родился в стране Тазиг, которая в древние времена лежала к западу от Тибета, и принес учения Бон в Шанг-Шунг — местность, включающую северо-западную часть Тибета и окрестности горы Кайлаш. Отсюда учение Бон распространилось и в другие регионы, а его священные тексты были переведены с языка Шанг-Шунг на тибетский.
Самые ранние исторические документы Бона датируются Х и ХI -м столетиями, а устная традиция восходит к еще более далеким временам. Однако именно в XIV-ом столетии произошла реформация этой религии, в результате чего учения Бон были приведены в соответствие с основными положениями тибетского буддизма.
Последователи Бон занимали особое и весьма заметное место в тибетском обществе. Они очень дорожили своим независимым положением и представляли собой группу ярких индивидуальностей, которые играли важную роль в тибетской истории. На протяжении многих столетий они охотно принимали новые веяния и при этом не отказывались от древних традиций. Именно благодаря этой открытости Бон приобрел свой объединяющий характер.